Тема здоровья детей актуальна во все времена. Охрана здоровья воспитанников и его укрепление является одной из основных задач каждого дошкольного учреждения.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья; сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни; научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит: улучшение памяти, внимания, мышления; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; ‒ развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция. Что же такое здоровьесберегающие технологии и как мы применяем их в детском саду в различных видах деятельности?
Пальчиковая гимнастика. Что дает пальчиковая гимнастика детям? Во-первых, способствует овладению навыками мелкой моторики. Во-вторых, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга. А также развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность. Пальчиковую гимнастику можно проводить с предметами и без них. Без предметов гимнастика сопровождается стихами и действиями согласно тексту.
Гимнастика для глаз. Она необходима для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90 % информации поступает как раз через глаза, испытывая подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо: поморгать, зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Посмотреть налево, направо, вверх, вниз без поворота головы. Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него. Такие упражнения необходимо делать не только в детском саду, но и дома.
Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения, способствуют полноценному дренажу бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника. Занятия дыхательной гимнастикой, как правило, проводятся в форме увлекательных и веселых игр. Это помогает не только интересно организовать время ребенка, но и принести пользу его здоровью. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Эти упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, но и здоровым малышам. Для того чтобы дыхательная гимнастика для детей была максимально эффективной, нужно придерживаться некоторых рекомендаций. Прежде всего, ребенку необходимо объяснить, что вдох важно делать лишь через нос. А вот плечи при этом поднимать не нужно. Выдох должен быть плавным и длительным.
Гимнастика пробуждения ‒ устраняет сонливость и вялость после сна, улучшает настроение и самочувствие, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает работу сердца и лёгких, снабжающих органы кислородом и. Главное, чтобы все упражнения проводились в веселой, игровой форме и доставляли малышу удовольствие.
Ходьба по коррегирующим дорожкам. Дорожки здоровья представляют собой массажные коврики с различными поверхностями, при ходьбе по которым осуществляется массаж стопы ребёнка, которая, как известно, включает огромное количество нервных окончаний. Ходьба по коврикам доставляет огромное удовольствие детям. Такие дорожки есть в каждой группе.
Динамическая пауза (физминутка). Особое внимание уделяется отдыху детей во время образовательного процесса. По мере утомляемости малышей мы делаем специальные паузы, которые длятся 2–5 минут и сопровождаются текстом.
Двигательная активность. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Подвижные игры на прогулке, музыкальные занятия, и конечно занятия физкультурой. Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у малышей, развитие физических качеств.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
ЗОЖ. Основными составляющими здорового образа жизни являются: правильное питание, рациональный режим, закаливание организма , соблюдение правил личной гигиены, рациональная двигательная активность, сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты наши педагоги стараются заложить в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.